Проект по организации шестого школьного дня
«Забота о здоровье ребёнка - это важнейший труд учителя»»
Номинация «Шестой школьный день – территория здоровья!»
Автор проекта:
Богданец Е. А., педагог – организатор.
аг. Полесский, 2021 г.
Введение
Обоснование актуальности проблемы
Здоровье населения – это одна из важнейших тем, обсуждаемая во все времена и всеми народами мира. Здоровье является важным показателем социального благополучия, нормального экономического функционирования общества, важнейшей предпосылкой национальной безопасности страны.
«Дети - наше будущее» - всем известный афоризм. Действительно, тот потенциал, который заложен в детях, реализуется через 5 – 15 лет в разных сферах жизни: в семье, в профессиональной деятельности, в социальных отношениях. Здоровье детей определяет будущее страны, поэтому по праву является актуальной проблемой и предметом первоочередной важности.
В последнее время проблема сохранения здоровья школьников стоит довольно остро. Наблюдается снижение процента здоровых детей, увеличение числа детей, имеющих хронические заболевания, проблемы с внутренними органами, расстройств психического поведения. Причинами таких явлений является достаточно много факторов: это и нарушение экологии, нервно - психические нагрузки, незнание правил гигиены, неудовлетворительное состояние социальной среды. В результате всего этого и происходит снижение уровня жизни. Ученые считают, что если принять уровень здоровья за 100%, то на 20% он зависит от наследственных факторов, на 20% - от воздействия окружающей среды, на 10% - от деятельности системы здравоохранения, а остальные 50% зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.
В Республике Беларусь принят достаточно широкий круг нормативных актов, обеспечивающий права детей, в том числе и право на обеспечение физического и нравственного здоровья ребенка. Именно школа совместно с родителями должна содействовать формированию у детей правильного понимания, что такое здоровый образ жизни, знаний о правильном формировании здорового образа жизни, привычек питания и гигиены, а так же бережного отношения к своему здоровью.
Образование и здоровье всегда тесно связаны. Общешкольный подход к укреплению и сохранению здоровья можно разделить на шесть компонентов:
- стратегия школы в отношении сохранения и укрепления здоровья;
- школьная окружающая среда;
- обучение навыкам и умениям в отношении здоровья (ЗОЖ);
- связи с общественностью;
- работа службы здравоохранения;
- школьная социальная среда.
Эти компоненты способствуют улучшению здоровья, повышению уровня благополучия, усиливают друг друга и обеспечивают эффективность действий в сохранении и укреплении здоровья.
Шестой школьный день является органичной частью целостной учебно - воспитательной работы, акцент делается на физкультурно - оздоровительную и спортивно - массовую работу. На современном этапе развития школьной системы образования в Республике Беларусь одним из ключевых моментов является интеграция воспитательных инициатив для укрепления физического, психического и морального здоровья, интеллектуального развития и гражданского становления личности.
В ГУО «Полесская средняя школа» проводится систематическая работа по наполнению шестого школьного дня мероприятиями, направленными на сохранение здоровья, улучшения физических показателей, просвещения учащихся о здоровом образе жизни. С целью изучения удовлетворенности и заинтересованности учащихся и их родителей организацией шестого школьного дня, как дня здоровья, было проведено анкетирование и опрос. Приложение 1.docx
Изучалось отношение учащихся к вредным привычкам, а также был проведен социологический опрос родителей. Приложение 2.docx
На первом этапе проведено исследование факторов, влияющих на ценностные ориентации учеников нашей школы.
Так дети, нуждающиеся в поддержке по типам семей распределились на следующие категории:
Количество учащихся в ГУО «Полесская средняя школа» по типам семей в 2019/2020 учебном году
№ п/п
|
Дети из семей:
|
Количество детей
|
1
|
Многодетных
|
51
|
2
|
Неполных
|
21
|
3
|
Состоящие на различных видах учета
|
8
|
4
|
Под опекой и попечительством
|
1
|
5
|
Дети с ОПФР
|
2
|
6
|
Других
|
57
|
Всего:
|
|
140
|
Таким образом, налицо снижение образа жизни. Из 140 ( 100 %) человек у 63% существуют объективные причины нарушения социального благополучия в той или иной степени, что так же влияет на физическое и психоэмоциональное здоровье учащихся.
Для выявления отношения учащихся к здоровому образу жизни, среди 5 – 11 классов было проведено анкетирование, в котором приняли участие 83 ребенка. В категории учащихся 10 - 16 лет на вопрос “Заботитесь ли вы о своем здоровье?” 56% ответили “Да, конечно”, 44% учащихся ответили: “Забочусь недостаточно”. Чаще всего учащиеся узнают о том, как заботиться о здоровье, в школе - 39% и от родителей - 44%, 17% учащихся узнают о здоровье из книг и журналов. По мнению учащихся, наиболее интересными мероприятиями по охране и укреплению здоровья являются занятия в спортивных секциях, показ видеофильмов о том, как заботиться о здоровье, спортивные соревнования и дни здоровья. На вопрос “Есть ли у тебя распорядок дня?” 32% учащихся ответили “Да”, 36% учащихся ответили “Нет” и 31% учащихся ответили “Частично”. 55% учащихся считают, что заботиться о своём здоровье и выполнять правила здорового образа жизни необходимо регулярно, 45% учащихся считают, что заботиться о своём здоровье и выполнять правила здорового образа жизни необходимо частично.
На предложение принять алкоголь 94% учащихся дадут отказ, 6% не знают, как поступить.
Большинство учащихся посещают мероприятия, направленные на формирование ЗОЖ в 6-й школьный день, 33% учащихся предпочитают оставаться дома. На вопрос «Заинтересованы ли вы в увеличении количества мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья?» 97% учащихся ответили «да», 3% учащихся ответили «нет».
Результаты мониторинга учащихся среди 5- 9 классов указывают на то, что 67% учащихся посещают воспитательные мероприятия в школе, 33% предпочитают проводить свободное время дома. Причем, около 50% обучающихся регулярно посещают школу в субботу, 18%- от случая к случаю. По итогам анкетирования обучающихся, в проводимых мероприятиях больше всего детей привлекает возможность познать что-то новое, интересное, возможность научиться чему-то полезному, принять участие в соревнованиях и играх. На вопрос «Какие мероприятия ты предпочел бы посетить в субботу?» 86% выбрали развлекательные мероприятия, спортивные - 54%, туристической направленности- 36%, культурно – массовые - 60%. Наиболее интересны обучающимся классные мероприятия с видеороликами и викторинами на тему здоровья и вредных привычек (70%). Общешкольные и мероприятия для членов ОО «БРПО» и «БРСМ» с охотой посещают 30% учащихся. Почти все учащиеся школы посещают мероприятия по собственной инициативе (около 75%).
Анкетирование родителей показало, что большинство из них (88%) знают о наполненности шестого школьного дня. Но лишь немногие, больше половины опрошенных родителей (53%), считают посещение мероприятий их детьми необходимостью, 45% родителей убеждены, что их ребенок лучше отдохнет дома в субботу. Количество родителей, регулярно принимающих участие в мероприятиях шестого школьного дня, и вовсе невелико: 12%, родители считают, что организация и проведение таких мероприятий - это функция школы.
В опросе детей 80% учащихся хотели бы посещать в субботу воспитательные мероприятия, в том числе уроки, обучающие здоровью, беседы и показ видеофильмов о том, как заботиться о своем здоровье, объединения по интересам и секции- 50%. Родители же убеждены, что наилучшим будет организация работы объединений по интересам (66%), воспитательных мероприятий (70%).
По мнению всех опрошенных, наиболее эффективной организации работы шестого школьного дня, как дня здоровья, будет способствовать увеличение количества объединений по интересам, направленных на сохранение и укрепление здоровья, разнообразие проводимых мероприятий, таких как дни здоровья, праздники и вечера на тему здоровья, увеличение различных спортивных кружков и секций, викторин и конкурсов, а также более эффективное информирование родителей о планах работы в шестой день и об итогах проводимых мероприятий.
Исходя из выше изложенного, необходимо организовать большую наполненность мероприятиями, направленными на сохранение и укрепление здоровья в 6-й школьный день. Это и определило выбор темы проекта «Забота о здоровье ребёнка - это важнейший труд учителя». Данный проект соответствует требованиям Концепции и Программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь и способен охватить все направления воспитательной работы в школе.
Цель:
Создание условий для формирования личности учащегося – здоровой физически, психически, духовно и социально, испытывающей потребность в здоровом образе жизни, ответственно относящейся не только к собственному здоровью, но и здоровью окружающих, а также к сохранению окружающей среды - через работу в шестой школьный день.
Задачи и ожидаемые результаты:
1) Повышение информированности учащихся, родителей и педагогических работников по вопросам охраны здоровья и степени влияния на здоровье вредных факторов. В результате выполнения задачи предполагается наличие у детей понятия о том, что такое здоровый образ жизни, какое влияние оказывают вредные привычки на молодой организм.
2) Воспитание ответственного отношения учащихся к своему здоровью и здоровью окружающих.
3) Формирование устойчивой мотивации учащихся к здоровому образу жизни и предупреждению ухудшения здоровья.
4) Реализация системы профилактических и спортивных мероприятий для укрепления физического и психического здоровья учащихся.
5) Создание в образовательном учреждении систематических мероприятий в соответствии с возрастными, психологическими и иными возможностями для развития потребности в занятиях физической культурой и спортом.
6) Оптимизация системы психологической помощи учащимся.
7) Установление системы информационного обеспечения учащихся агитационной и пропагандистской работой, для приобщения учеников, педагогов, родителей к здоровому образу жизни.
8) Усиление взаимодействия школы, родителей и общества в контексте укрепления здоровья детей.
Сроки реализации проекта
Август 2019 года- май 2020 года.
Участники проекта
Участниками проекта выступают три группы, перед которыми поставлены разные задачи.
Целевая группа:
- обучающиеся 7,8 классов.
Целевая группа для реализации проекта выбрана из числа обучающихся
7 – 8 классов (12-14 лет), так как они владеют базовыми знаниями и умениями для успешной организации проекта. Немаловажным аспектом является и то, что дети этого возраста могут быть не только участниками, но и разработчиками тематических мероприятий.
Инициативная группа:
- педагогический коллектив школы.
Рабочая группа:
- родители и законные представители обучающихся;
- детские и молодежные организации школы;
- объединения по интересам.
Содержание проекта
Замысел проекта заключается в том, чтобы направления воспитательной работы по охране здоровья и здоровому образу жизни осуществить в рамках шестого школьного дня через реализацию двух взаимосвязанных блоков: «Дорога жизни» и «Путь здоровья».
Каждый из блоков включает в себя комплекс воспитательных мероприятий различных направлений.
Блок «Дорога жизни» содержит три направления:
- «В единстве с природой» (экологическое направление). Мероприятия данного направления связаны с воспитанием сознательного восприятия окружающей среды, убежденности в необходимости бережного отношения к природе, формирование бережного отношения к природе как важнейшей составляющей здоровья человека и источнику жизни.
- «Чистота – залог здоровья» (санитарно – эпидемиологическое направление). Мероприятия направлены на ознакомление, усвоение и постоянное соблюдение правил гигиены и эпидемиологии.
- «Здоровые дети – здоровая нация» (биологическое направление). Мероприятия этого направления призваны формировать правильное понимание учащимися строения и физиологии своего организма, механизма передачи заболеваний и последствий отрицательного влияния на свой организм различных факторов.
В ходе реализации проекта мероприятия первого блока «Дорога жизни» призваны вызвать у участников целевой группы интерес к природе и ее богатствам, гигиене и эпидемиологии как важным факторам формирования здоровья, строению и функционированию организма, возможности предупреждения тех или иных заболеваний при своевременном обращении внимания на возникающие проблемы.
Блок «Путь здоровья» включает в себя четыре направления:
- «Спорт - путь, который мы выбираем» ( здоровый образ жизни). Мероприятия связаны с формированием навыков здорового образа жизни, улучшения физического состояния через спортивные мероприятия, секции, соревнования.
- «Остров безопасности» (безопасность жизнедеятельности). Мероприятия связаны с формированием навыков безопасного и ответственного поведения.
- «Моя Родина прекрасна» (трудовое направление). Это мероприятия, направленные на формирование потребности в созидательной и общественно- полезной трудовой деятельности.
- «Фастфуд – яд для организма»» (правила питания). Мероприятия, связанные с формированием у учащихся правильной модели пищевого поведения и распорядка дня, для возможности предотвращения расстройств пищевых поведений.
Мероприятия блока «Путь здоровья» направлены на воспитание здорового образа жизни, безопасного и ответственного поведения, а также воспитания привычек здорового питания. Через активное участие участников целевой группы в мероприятиях этого блока есть возможность научить их ценить и улучшать свое здоровье и здоровье окружающих.
План реализации
Проект по организации шестого школьного дня «Забота о здоровье ребёнка - это важнейший труд учителя» реализовывался в несколько этапов. Для каждого из них выбраны оптимальные формы, методы и средства в зависимости от поставленных задач.
1) Подготовительный этап. Май 2019 года- август 2019 года.
На этом этапе проведено анкетирование обучающихся, законных представителей и педагогов школы. Далее была организована инициативная группа, подготовлен теоретический материал для создания проекта. Инициативной группой проекта была изучена методическая литература, рекомендации.
2) Организационный этап. Сентябрь 2019 года.
На этом этапе был разработан и оформлен проект, выбрана целевая группа, проведены консультации с участниками проекта. Особое внимание уделено организации объединений по интересам в шестой день, поставлены задачи перед первичными организациями ОО «БРПО» и «БРСМ». Организована работа родительского клуба «Мы вместе».
3) Основной этап. Сентябрь 2019 года- май 2020 года.
На данном этапе проходила реализация проекта, предполагающая проведение воспитательных мероприятий по направлениям проекта.
4) Обобщающий этап. Июнь 2020 года.
На том этапе проведено анкетирование участников проекта с целью оценки эффективности его реализации, сформирован банк методических разработок воспитательных мероприятий, сценариев, агитационных материалов «Копилка воспитательных мероприятий в шестой школьный день». Фотоотчеты по проводимым мероприятиям систематически размещались на сайте школы.
5) Заключительный этап. Сентябрь 2020 года. Проведено собрание участников проекта, в ходе которого сделан анализ выполнения задач и степени достижения цели проекта. Отмечены положительные результаты, выявлены недостатки, а также выработаны рекомендации по дальнейшему внедрению проекта в систему воспитательной работы всей школы.
Мероприятия проекта по блокам
- Блок «Дорога жизни»
1.1. Направление «В единстве с природой»
- Конкурс презентаций «Мой край»;
- Туристический поход «Лесные богатства»;
- Фотовыставка «В единстве с природой»;
- Выставка рисунков «Сохраним природу вместе»;
- Заочная экскурсия «Исчезающая красота»;
1.2. Направление «Чистота – залог здоровья»
- Викторина «В мире бактерий»;
- Презентация « Кто живёт на ваших руках»;
- Просмотр видеороликов «Мойдодыр – мой до дыр»;
- Беседа с элементами игры « Плохие соседи – бактерии и дети»;
- Конкурс рисунков и буклетов «Здоровый ты – здоровая страна»;
1.3. Направление «Здоровые дети – здоровая нация»
- Выставка рисунков « Не отнимай у себя завтра»;
- Лекция фельдшера «О пагубном влиянии алкоголя, никотина на организм подростка»;
- Беседа с элементами игры «Плохие сестрички вредные привычки»;
- Конкурс агитбригад по ЗОЖ;
- Презентация «Генетика – правда или вымысел»;
- Игра – викторина «В мире заболеваний»
- Блок «Путь здоровья»
2.1. Направление «Спорт – путь который мы выбираем!»
- Волейбольный турнир;
- Спортивно – игровые программы;
- Подвижные игры «Зима зовёт»;
- Баскетбольный турнир;
- Дни здоровья;
- Спортивно – игровая программа «Папа, мама, я- здоровая семья»;
- Спортландия «Великаны и дюймовочки»;
- Работа секции ОФП и групп СДЮШОР;
- Спортландия «Веселые старты».
2.2. Направление «Остров безопасности»
-Проведение тематических классных, информационных часов, воспитательных мероприятий, школы для родителей;
- Дорожный марафон « Правила поведения на дороге»;
- Презентация «Не выбрасывай то, что можно использовать повторно»;
-Занятие «Неответственное поведение – угроза жизни и здоровью»;
- Форум «Мой выбор»;
- Игра – викторина « Дорога не место для игр».
2.3. Направление «Моя родина прекрасна»
- Акция «Лес - наше богатство»;
- Трудовой десант по благоустройству территории школы и поселка;
- Акция «Из мусорной кучки- классные штучки»;
- Акция «Цветами улыбается земля»;
- Конкурс – выставка «Цветочная мозаика»;
2.4. Направление «Фастфуд - яд для организма»
- Акция «С заботой о желудке»;
- Просмотр видеороликов «Правильное питание вам не голодание»;
- Выставка рисунков «Вредные продукты замените на фрукты»;
- Презентация «Смартфон на страже здоровья»;
- Конкурс « Дары природы».
Календарный план реализации проекта
«Забота о здоровье ребёнка это важнейший труд учителя»
в ГУО «Полесская средняя школа»
на 2019/2020 учебный год
№
|
Название мероприятия
|
Дата
|
Направление
|
Ответственные
|
1
|
Заочная экскурсия «Исчезающая красота»
|
07.09.2019
|
В единстве с природой
|
Руководитель объединения по интересам «Туристический»
|
2
|
Просмотр видеороликов «Мойдодыр – мой до дыр»
|
14.09.2019
|
Чистота - залог здоровья
|
Педагог - организатор
|
3
|
Выставка рисунков «Не отнимай у себя завтра»
|
21.09.2019
|
Здоровые дети – здоровая нация
|
Социальный педагог
|
4
|
День здоровья. Волейбольный турнир.
|
28.09.2019
|
Спорт – путь, который мы выбираем!
|
Учитель физической культуры
|
5
|
Туристический поход «Лесные богатства»
|
05.10.2019
|
В единстве с природой
|
Руководитель объединения по интересам «Туристический»
|
6
|
Трудовой десант по благоустройству территории школы и поселка
|
12.10.2019
|
Моя родина прекрасна
|
Классные руководители
|
7
|
Конкурс «Дары природы»
|
19.10.2019
|
Фастфуд – яд для организма
|
Классные руководители, педагог - организатор
|
8
|
День здоровья «Вас вызывает Спортландия!»
|
26.10.2019
|
Спорт – путь, который мы выбираем
|
Учитель физической культуры
|
9
|
Дорожный марафон «Правила поведения на дороге»
|
02.11.2019
|
В единстве с природой
|
Руководитель объединения по интересам «ЮИД»
|
10
|
Акция «Лес – наше богатство»
|
09.11.2019
|
Моя родина прекрасна
|
Классные руководители
|
11
|
Конкурс антибригад по ЗОЖ
|
16.11.2019
|
Здоровые дети – здоровая нация
|
Педагог - организатор
|
12
|
День здоровья «В спортзал- за здоровьем»
|
23.11.2019
|
Спорт – путь, который мы выбираем
|
Учитель физической культуры
|
13
|
Лекция фельдшера «О пагубном влиянии алкоголя, никотина на организм подростка»
|
30.11.2019
|
Здоровые дети – здоровая нация
|
Педагог социальный
|
14
|
Выставка рисунков «Сохраним природу вместе»
|
07.12.2019
|
В единстве с природой
|
Педагог - организатор
|
15
|
Презентация «Смартфон на страже здоровья»
|
14.12.2019
|
Фастфуд – яд для организма
|
Педагог социальный
|
16
|
Спортландия «Великаны и дюймовочки»
|
21.12.2019
|
Спорт – путь, который мы выбираем
|
Учитель физической культуры
|
17
|
Игра – викторина «Дорога не место для игр»
|
28.12.2019
|
Остров безопасности
|
Педагог - организатор
|
18
|
Акция «С заботой о желудке»
|
04.01.2020
|
Фастфуд – яд для организма
|
Классные руководители
|
19
|
Форум «Мой выбор»
|
11.01.2020
|
Остров безопасности
|
Педагог социальный
|
20
|
День здоровья «Твое здоровье- в твоих руках»
|
18.01.2020
|
Спорт – путь, который мы выбираем!
|
Учитель физической культуры
|
21
|
Презентация «Не выбрасывай то, что можно использовать повторно»
|
25.01.2020
|
Остров безопасности
|
Педагог- организатор
|
22
|
Акция «Из мусорной кучки – классные штучки»
|
01.02.2020
|
Моя родина прекрасна
|
Классные руководители
|
23
|
Викторина «В мире бактерий»
|
08.02.2020
|
Чистота - залог здоровья
|
Педагог- организатор
|
24
|
Презентация «Генетика – правда или вымысел»
|
15.02.2020
|
Здоровые дети – здоровая нация
|
Классные руководители
|
25
|
День здоровья «Здоровым быть модно!»
Спортивно – игровая программа «Папа, мама, я – здоровая семья!»
|
22.02.2020
|
Спорт – путь,который мы выбираем!
|
Учитель физической культуры
|
26
|
Выставка рисунков «Вредные продукты замените на фрукты»
|
29.02.2020
|
Фастфуд – яд для организма
|
Педагог социальный
|
27
|
Беседа с элементами игры «Плохие соседи – бактерии и дети»
|
07.03.2020
|
Чистота - залог здоровья
|
Педагог социальный
|
28
|
Игра – викторина «В мире заболеваний»
|
14.03.2020
|
Здоровые дети – здоровая нация
|
Педагог- организатор
|
29
|
Конкурс презентаций «Мой край»
|
21.03.2020
|
Дорога жизни
|
Классные руководители
|
30
|
Занятие «Неответственное поведение – угроза жизни и здоровья»
|
28.03.2020
|
Остров безопасности
|
Педагог социальный
|
31
|
Спортландия «Веселые старты»
|
04.04.2020
|
Спорт – путь, который мы выбираем
|
Учитель физической культуры
|
32
|
Фотовыставка «В единстве с природой»
|
11.04.2020
|
В единстве с природой
|
Педагог- организатор
|
33
|
Трудовой десант по благоустройству территории школы и поселка
|
18.04.2020
|
Моя родина прекрасна
|
Классные руководители
|
34
|
Акция «Цветами улыбается земля»
|
25.04.2020
|
Моя родина прекрасна
|
Классные руководители
|
35
|
День здоровья «Строим дом здоровья»
|
02.05.2020
|
Спорт – путь, который мы выбираем!
|
Учитель физической культуры
|
36
|
Беседа с элементами игры «Плохие сестрички вредные привычки»
|
28.03.2020
|
Здоровые дети – здоровая нация»
|
Педагог социальный
|
37
|
Презентация «Кто живёт на ваших руках»
|
16.05.2020
|
Чистота - залог здоровья
|
Педагог - организатор
|
38
|
Конкурс – выставка «Цветочная мозаика»
|
23.05.2020
|
Моя родина прекрасна
|
Классные руководители
|
39
|
Просмотр видеороликов о правильном питании
|
25.04.2020
|
Фастфуд – яд для организма
|
Педагог социальный
|
40
|
День здоровья
|
30.05.2020
|
Спорт – путь, который мы выбираем!
|
Учитель физической культуры
|
Социальное партнерство
Социальными партнерами для реализации проекта выбраны: Полесский ФАП, Лунинский сельский совет, Лунинское лесничество, Лунинецкий РК ОО «БРСМ».
Социальное партнерство создает благоприятные условия для развития и социализации обучающихся. Совместная деятельность с социальными партнерами базируется на следующих направлениях:
- информационное;
- культурно- просветительское;
- профориентационное;
- образовательное.
В рамках работы с социальными партнерами проведены общешкольные родительские собрания, спортивные соревнования, развлекательные мероприятия, профориентационные экскурсии, встречи со специалистами и рабочими сельского хозяйства и др.
Бюджет проекта
В ходе реализации проекта предполагалось использовать ресурсы школы (спортивный зал, актовый зал, библиотечный фонд, компьютерный класс, площадку ЮИД, кабинета СППС)
Мониторинг эффективности реализации проекта
С целью анализа результатов проектной деятельности должное внимание было уделено мониторингу процесса реализации. Этот процесс предусматривал проведение анкетирования целевой группы в начале и в конце проекта.
В сентябре 2019 года обучающиеся- участники целевой группы заполнили анкету «Здоровый образ жизни». Входной тест показал, что заинтересованы в посещении школьных мероприятий для улучшения здоровья 67% опрошенных, 33% учащихся предпочитают это время проводить дома. На вопрос «Откуда ты узнаешь о том, как заботиться о здоровье» ответили: школа- 39%, СМИ- 17%, родители- 44%. Среди мероприятий, в которых учащиеся хотели бы участвовать чаще в 6-й школьный день, 86% детей выбрали развлекательные мероприятия, спортивные - 54%, туристической направленности- 36%, культурно – массовые - 60%. Наиболее интересны обучающимся классные мероприятия с видеороликами и викторинами на тему здоровья и вредных привычек (70%).
С сентября 2019 года по май 2020 года в рамках проекта было проведено 40 воспитательных мероприятий в шестой школьный день. Мероприятия были оптимально распределены между участниками целевой группы так, чтобы каждый из них затронул все направления проекта. Особое внимание было уделено активным формам организации мероприятий: акциям, десантам, дням здоровья, агитбригадам.
Множество позитивных эмоций получили члены целевой и инициативной групп во время акций направления «Моя родина прекрасна». Дети с удовольствием участвовали в акциях, направленных на бережное отношение к природным ресурсам, а также принимали участие в трудовых десантах по благоустройству территории школы и поселка. В ходе проведения трудовых десантов и экологических акций участники целевой группы не только принимали участие сами, но и организовывали ребят из других классов. Результатом акции по сбору вторсырья стало достаточное количество пластика, стекла и макулатуры, доход от которых стал финансовым вкладом в ремонт школы.
Участники проекта занимались созданием клумб на школьном дворе и уходом за ними, а в конкурсе «Цветочная мозаика» победила работа - композиция из цветов, выращенных руками ребят.
Очень запоминающимся для ребят стал туристический поход «Лесные богатства», в ходе которого дети не только познакомились с лесом, но и отдохнули, научились правилам безопасности в лесу.
Дети с удовольствием принимали участие в спортивных соревнованиях и турнирах, участвовали в играх и конкурсах.
Ребята с интересом слушали наглядную лекцию фельдшера «О пагубном влиянии алкоголя, никотина на организм подростка», смотрели презентации и видеоролики.
Направления «Природные богатства» и «Дорога жизни» дополняли друг друга в экологическом воспитании обучающихся. В результате проведения мероприятий этой направленности дети не только ближе познакомились с природой малой родины, но и приложили усилия для ее сохранения и украшения, осознали важную взаимосвязь природы с организмом человека.
Одним из показателей эффективности реализации проекта является успешное участие команды школы в туристических соревнованиях.
Результатом работы по направлениям «Спорт – путь, который мы выбираем!» и «Фастфуд – яд для организма» стал устойчивый интерес учащихся к своей физической форме, привычкам питания. Опрос, проведенный среди участников целевой группы, показал, что обучающиеся 8 класса к концу реализации проекта уже имели определенный распорядок дня, в следствие чего улучшился сон, а соответственно и общее физическое состояние. Они достаточно хорошо ориентируются в различных продуктах питания, знают пользу и вред отдельно взятых продуктов. Это, в первую очередь, свидетельствует об осознанном самостоятельном выборе в пользу здорового образа жизни. Обучающиеся 7 класса (вторая часть целевой группы) еще недостаточно четко и ясно представляют себе полную необходимость ведения здорового образа жизни, но вместе с тем, они живо интересуются влиянием правильного питания и физических нагрузок на организм.
Положительные результаты в воспитании ответственного поведения обучающихся и в использовании правил личной гигиены получены благодаря реализации направлений «Здоровые дети – здоровая нация», «Дорогами добра» и «Чистота – залог здоровья». У участников целевой группы сформировалось устойчивое отрицательное отношение к вредным привычкам, многие начали посещать не только спортивные мероприятия, но и спортивные секции, а также стали рекламировать здоровый образ жизни среди сверстников посредством групп в социальных сетях. Участие в спортивно - массовых мероприятиях дало толчок к сплочению целевой группы. Учащиеся стали интересоваться строением и физиологией организма, влиянием на организм вредных факторов, возможностью улучшения здоровья в целом.
В мае 2020 года, с целью изучения результативности внедрения проекта, учащимся целевой группы была предложена анкета, аналогичная входному тесту.
Приложение 3.xlsx
Сравнительный анализ результатов анкет свидетельствует о положительной динамике развития заинтересованности своим здоровьем участников целевой группы. Так, на 57% выросло количество опрошенных, считающих необходимым занятия спортом и ведение распорядка дня, до 0% уменьшилось количество детей, не считающих необходимым внимательно относится к своему здоровью, на 16% увеличилось количество опрошенных, которые считают, что влияние на здоровые привычки оказывает школа. По окончанию проекта 100% учащихся целевой группы считают необходимым ведение распорядка дня и занятия спортом.
Опрос, проведенный среди родителей обучающихся целевой группы, свидетельствует об их положительном отношении как к самому проекту, так и к методам его реализации. Так, полной информацией о проводимых мероприятиях владеют 97 % родителей (было 83%), использующие с этой целью официальный сайт школы, общественные группы в социальных сетях, а также информацию, которую они получают от своих детей. Родители отметили, что дети стали более ответственными, это сказывается также и на отношении их к делам семьи. Родители также стали замечать, что дети начали заниматься спортом дома, чаще стали изучать состав продуктов, покупаемых в магазине. Около 70 % (было 53%) родителей считают, что дети должны посещать мероприятия в субботу, так как активный досуг оказывает положительное воздействие на психику детей, отвлекает их от бесполезного времяпровождения в социальных сетях и компьютерных играх. По- прежнему немногие родители (13%) считают, что организация и проведение мероприятий – это обязанность школы, но в то же время наблюдается больше случаев, когда родители предлагают свою помощь при организации экскурсий, приглашают к себе на рабочие места. Родители активно включились в акцию по сбору вторсырья, по благоустройству территории школы и поселка. С большим удовольствием старшее поколение отнеслось и к выставкам, предоставив свои работы. Родители стали чаще посещать спортивные мероприятия, в которых предлагают участие семьям.
Из беседы с жителями поселка по их наблюдениям сделаны следующие выводы: учащиеся в большинстве своем перестали разбрасывать бумажки, стараются даже собирать то, что выброшено кем-то другим. О популярности проекта свидетельствует и тот факт, что впоследствии руководство Лунинского лесничества предложило детям принять участие в посадке молодого леса.
Потенциал развития проекта
Мониторинг реализации проекта указывает на высокое качество и перспективу долгосрочной его эффективности. В дальнейшем планируется использовать данный проект для организации работы в 6 школьный день с учащимися 5-11 классов. Актуальность проекта состоит в том, что он:
- совершенствует воспитательную работу в шестой день за счет преобразования имеющейся системы этой работы;
- имеет практическое значение, так как направлен на преодоление проблемы занятости учащихся в шестой день;
- активизирует деятельность по практической реализации воспитательных задач по улучшению здоровья учащихся;
- является причиной для развития коллективных отношений обучающихся;
- позволяет выявить инициативных детей и привлечь их к организации, а в дальнейшем и к планированию воспитательной работы;
- развивает творчество учителя, способность видеть противоречия и проблемы в воспитательной работе на примере 6 школьного дня.
Однако, при дальнейшем использовании проекта следует учесть тот факт, что необходимо провести целенаправленную работу по вовлечению родителей в организацию шестого школьного дня. С этой целью следует внести коррективы в данный проект, и, возможно, выделить работу в данном направлении в отдельный блок. Это приведет к успешному решению задачи по установлению социального партнерства школы и семьи с целью формирования здорового образа жизни не только у учащихся, но и у родителей, что приведет к изменениям привычек и поведения внутри семьи, за пределами образовательного учреждения .
Список литературы
- Инструктивно- методическое письмо «Особенности организации воспитательной, идеологической и социальной работы в учреждениях общего среднего образования в 2017/2018 учебном году»
- Бесова М. А., Старовойтова Т. А. Шестой школьный день- день игры, познания, труда, общения.- Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2009.
- Винокурова Н. В. Увлекательная суббота// Веснік адукацыі- 2007. - № 11.- с. 43-47.
- В помощь педагогу- организатору.- Мн.: Изд. ООО «Красико- Принт», 2017.
- Дмитриева Е. «Проектная деятельность как условие повышения эффективности работы с подростками: от теории к практике». Методическое пособие. Брест 2014.
Приложение 1
Анкета ЗОЖ для учащихся
- Какие из перечисленных условий ты считаешь наиболее важными для счастливой жизни?
Оцени их, поставив от8 (самое важное) до 1 ( наименее важное для тебя)
- иметь много денег
- Быть здоровым
- Иметь хороших друзей
- Быть самостоятельным ( самому принимать решения и обеспечивать себя)
- Много знать и уметь
- Иметь работы
- Быть красивым и привлекательным
- Жить в счастливой семье
- Какие уловия для сохранения здоровья ты считаешь наиболее важными?
Из перечисленного выбери и отметь 4 наиболее важдных для тебя?
- Регулярные занятия спортом.
- Знания о том, как заботиться о своём здоровье.
- Хорошие природные условия.
- Возможность лечитьсвя у хорошего врача.
- Деньги, чтобы хорошо питаться и отдыхать.
- Отказ от вредных привычек.
- Выполнение правил здорового образа жизни
- Что из перечисленного присутствует в твоём распорядке дня?
Режимные моменты
|
Ежедневно
|
Несколько раз в неделю
|
Очень редко, никогда
|
Утренняя зарядка
|
|
|
|
Завтрак
|
|
|
|
Обед
|
|
|
|
Ужин
|
|
|
|
Прогулка на свежем воздухе
|
|
|
|
Занятия спортом
|
|
|
|
Душ, ванна
|
|
|
|
Сон не менее 8 часов
|
|
|
|
- Можно ли сказать, что ты заботишься о своем здоровье? ( отметь нужное)
- Да, конечно
- Забочусь недостаточно
- Мало забочусь
- Интересно ли тебе узнавать о том, как заботиться о своем здоровье?
- Да, очень интересно и полезно.
- Интересно, но не всегда.
- Не очень интересно.
- Не интересно.
6. Откуда ты узнаешь, как заботиться о своем здоровье?
Источник информации
|
Часто
|
Иногда
|
Никогда
|
В школе
|
|
|
|
От родителей
|
|
|
|
От друзей
|
|
|
|
Из книг и журналов
|
|
|
|
Из передач радио и телевидения
|
|
|
|
7. Какие мероприятия по охране и укреплению здоровья проводятся в школе:
- Уроки, обучающие здоровью
- Беседы о том, как заботиться о здоровье.
- Спортивные секции
- Показ видеофильмов о том, как заботиться о здоровье.
Спортивные соревнования.
- Викторины, конкурсы.
- Праздники, вечера на тему здоровья.
- Дни здоровья.
8. Какие мероприятия ты хотел бы видеть в школе чаще?
- Уроки, обучающие здоровью
- Беседы о том, как заботиться о здоровье.
- Спортивные секции
- Показ видеофильмов о том, как заботиться о здоровье.
Спортивные соревнования.
- Викторины, конкурсы.
- Праздники, вечера на тему здоровья.
- Дни здоровья.
9. Знаешь ли ты, что твои друзья курят или употребляют спиртные напитки?
-Да.
-Нет.
10. Как часто необходимо заботиться о своём здоровье и выполнять правила здорового образа жизни?
- Регулярно.
-Частично.
-Не нужно заботиться.
11. Если тебе предложат алкоголь, ты….
- Откажусь.
- Соглашусь.
- Затрудняюсь ответить.
12. Посещаешь ли ты мероприятия, направленные на охрану здоровья и здоровый образ жизни, в 6-й школьный день?
-Да, посещаю регулярно.
- Да, посещаю, но не всегда.
- Нет, не посещаю.
- Предпочитаю остаться дома.
13. Заинтересован ли ты в увеличении количества мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья?
- Да.
- Нет.
14. Считаешь ли ты себя здоровым человеком?
- Да
- Нет.
15. Кто оказывает наибольшее влияние на формирование твоего здорового образа жизни?
- Родители
- Школа
- Друзья
- СМИ и интернет ресурсы.
16. Есть ли у тебя распорядок дня?
- Да
- Нет
-Частично
17. Считаешь ли ты необходимым ведение распорядка дня и занятия спортом?
-Да
-Нет
Приложение 2
Анкета для родителей
«Здоровый образ жизни»
- Как вы оцениваете состояние здоровья своего ребенка?
А) хорошее
Б) нормальное
В) плохое
- Как часто вы проверяете состояние здоровья своего ребенка?
А) раз в месяц
Б) раз в полгода
В) раз в год
Г) в этом нет необходимости
- Забота о здоровье ребенка это обязанность….
А) родителей
Б) школы
В) оба варианта верны
- Вы занимаетесь физкультурой и спортом?
А) постоянно
Б) часто
В) очень редко
Г) не занимаюсь
- Ваш ребенок занимается физкультурой и спортом?
А) постоянно
Б) часто
В) очень редко
Г) не занимается
- Как вы относитесь к употреблению спиртных напитков?
А) считаю недопустимым
Б) возможно умеренное употребление во время праздников
В) это недопустимо в присутствии ребенка
Г) не считаю это проблемой
- Как Вы относитесь к курению?
А) это вредная привычка
Б )это недопустимо в присутствии ребенка
В) не считаю это проблемой
- Считаете ли вы свое питание рациональным?
А) да
Б) отчасти
В) нет
Г) затрудняюсь ответить
- Считаете ли вы питание ребенка рациональным?
А) да
Б) отчасти
В) нет
Г) затрудняюсь ответить
Приложение 3
Можно ли сказать, что ты заботишься о своем здоровье?
|
Сентябрь 2019 г.
|
Май 2020 г.
|
Да, конечно
|
56%
|
89%
|
Забочусь недостаточно
|
44%
|
11%
|
Из каких источников ты узнаешь, как заботиться о своем здоровье?
|
Сентябрь 2019 г.
|
Май 2020 г.
|
В школе
|
39%
|
55%
|
От родителей
|
44%
|
30%
|
Из книг и журналов
|
17%
|
15%
|
Есть ли у тебя распорядок дня?
|
Сентябрь 2019 г.
|
Май 2020 г.
|
Да
|
32%
|
89%
|
Нет
|
31%
|
2%
|
Частично
|
32%
|
9%
|
Считаешь ли ты необходимым для себя ведение распорядка дня и занятия спортом?
|
Сентябрь 2019 г.
|
Май 2020 г.
|
Да
|
60%
|
100%
|
Нет
|
40%
|
0%
|
раскрыть » / « свернуть